Цитаты  Афоризмы  Стихи  Стихи др. ЦИТАТЫ


Притчи
  1 
  2 
  3 
  4 
  5 
  6 


   Религия     Бог, Душа     Любовь, Доброта
      Радость      Свобода      Мысли, Слова


 ОШО
  Жизнь    Человек     Храбрость     Любовь
  Счастье, Радость    Смех    Здесь и сейчас
  Осознанность     Не ум        Эго       Страх 
      Религия        Сомнения        Интуиция 
      Ребёнок        Лечение         Проблемы 


 Ю. Орлов
  Обида    Вина    Стыд    Зависть, Гордость
  Любовь, Ревность      Страх       Привычки
   Управление     Самосовершенствование


 Д. Чопра
 Депрессия   Совершен. мозг   Семь этапов


 К. Антарова
  Семья, Дети    Путь радости    Движение


 В. Зеланд
  Маятники     Равновесие     Чувство вины


 Х.А.Ливрага, Д.С.Гусман
      Оптимизм         Мечты         Разное 


 П. Коэльо
    Жизнь     Мечты     Духовное     Разное 


 Х. Сильва
 Мышление    Счастье    Прошлое    Разное


 П. Успенский
   Сознание    Эзотеризм    Отриц. эмоции


 Другие авторы
  Н. Уолш "Беседы с Богом" книга 1,  книга 2
    И. Акимов, В. Клименко     Ронда Берн




 
Вина    Ю.М Орлов

        Во взаимодействии любящих обида у одного дополняется чувством вины у обидчика. Поэтому устройство вины противоположно обиде.

        Обидчивые сами страдают от вины больше, чем необидчивые. Мы носим в себе нашу вину и обиду благодаря дару мышления. Непроизвольно, случайно возникающие мысли сами собой могут включать механизм активности, конструирующей вину в самых неподходящих ситуациях. Чем больше непроизвольности и спонтанности в мышлении, тем чаще вина всплывает в сознании, причиняя боль.

        Внешне вина не имеет особых признаков в экспрессии, жестах и выражении лица, разве только страдающий от вины скажет, что виноват. Поэтому если мы попытаемся взглянуть изнутри на чувство вины, то увидим, что оно возникает вследствие непроизвольной, привычной активности, результаты которой могут быть описаны приблизительно следующим образом:

        а) каким должен быть я или каким должно быть моё поведение в соответствии с ожиданиями другого. Мой ум автоматически конструирует модель, каким я должен быть. Здесь не существует точных критериев. На самом деле мне неизвестны ожидания другого, я их создаю в соответствии с общими представлениями о том, чего другой ждёт от меня. Эта модель ожиданий может быть реальной, т.е. соответствовать хотя бы в ключевых моментах подлинным ожиданиям другого, но она может быть и совсем не такой, каковы ожидания другого;

        б) восприятие собственного моего состояния или поведения здесь и теперь;

        в) акт сличения модели ожидания с собственным поведением, в результате которого обнаруживается рассогласование, мучительность которого поддерживается обликом эмоции обиды на лице, в словах и поведении другого. Чем сильнее он обижен реально или в моём представлении, тем сильнее моё чувство вины.

        Познание вины состоит в том, чтобы осознать эти три группы операций, совершаемых нашим умом (построение модели ожидания, представление о своём поведении и состоянии и акт сличения себя с этой меркой), и контролировать их. Тогда будет предотвращено появление этой эмоции или ослаблено её протекание. Для этого нужно научиться контролировать указанные действия ума. Познание вины и признание её побуждает нас просить прощения, так как это ослабляет страдание.



        Способность ребёнка испытывать чувство вины удобно, так как воспитание, опирающееся на вину, "ставится на автомат". Ребёнок, способный испытывать вину, не нуждается в надзоре. Чувствуя возможность вины, он подгоняет своё поведение под ожидания родителей.

        Родители и психологи часто и не подозревают о том, что этот встроенный в голову ребёнка невидимый умственный механизм отработан тысячелетиями духовной эволюции человека и работает эффективно, неотвратимо и беспощадно. Каждый из нас имеет этот автомат, и у каждого иногда из глубин бессознательного всплывает мрачный тиран вины и терзает нашу совесть.

        Всё, что чрезмерно, становится вредным. Если родители перестараются, добавят ещё свои усилия в направлении социализации, то ребёнок получит невроз вины, с помощью которого он защищается от беспощадного давления окружающей среды, главными элементами которой являются родители.

        Повышенная обидчивость родителя может у ребёнка создать невроз вины. Чувствительная к обиде мать может обидеться совершенно неожиданно. Предвидеть такую реакцию матери часто невозможно. Состояние неопределённости повышает тревогу и беспокойство. Этот хронический террор вины вырабатывает такие меры защиты, как навязчивая забота, демонстративная любовь, притворство, подавленная агрессивность. А психиатры называют просто: невроз вины.

        Крайности всегда плохи. Когда же мы вовсе не обижаемся на детей, считая это ниже своего достоинства, или по лени, или из любви потворствуем их своеволию, то мы препятствуем развитию у детей нормального чувства вины. Дети вырастают "бесчувственными" или с явным недостатком совести.



        Вина – эффективная и динамическая система, которая способна управлять поведением, мышлением и чувствами в определённых пределах. Вина – наказание за отклонение человека в своём поведении и мышлении от ожиданий других, которое осуществляется автоматически. Можно сказать, что вина - безличный и слепой управитель, который у здорового человека иногда на минуту-две вступает в свои обязанности и быстро отступает в темноту бессознательного, ожидая своего времени. При неврозе вины у больного человека эта эмоция на девяносто процентов берёт на себя управление поведением, мышлением и чувствами человека.

        Особенно мучительная размытая, "плавающая" вина, когда человек страдает от чувства вины, но не может разумно объяснить, в чём же она состоит.

        Научение любому поведению происходит вследствие того, что оно сопровождается подкреплением, то есть каким-либо удовольствием. Подкрепления могут быть двух видов: подкрепление избавлением от страдания или подкрепление получением удовольствия.

        Вина причиняет большое страдание, и облегчение от вины является сильным эмоциональным подкреплением, которое способствует научению тем действиям организма, которые дают это облегчение. Происходит научение нашего организма тем патогенным реакциям, которые в дальнейшем составят основу какого-либо психосоматического заболевания.

        Хроническое и иррациональное чувство вины может способствовать развитию мазохизма или садизма. В случаях, например, применения к детям отсроченного наказания вина после него сразу же снижается, и ребёнок получает облегчение в результате получаемого телесного наказания. Налицо положительное эмоциональное подкрепление. Наказание становится удовольствием избавления от вины. Чем сильнее ребёнок виноват, тем больше удовольствия он получит от шлепка.

        Стыд или вина могут превратиться в гнев, и пока будет сохраняться вина, человек будет гневен, раздражителен, взрывоопасен, ища жертву для вымещения.

        Пытаясь сдерживать свой гнев или вину, мы концентрируем в эмоции всю энергию души и тем самым стимулируем работу памяти, направленную на воспоминание тех обид, которые мы наносили в прошлом другим, что способствует усилению чувства вины и депрессии. Поскольку мы не осознаём этого, нам кажется, что депрессия наступила беспричинно.



        Чувство вины чаще всего утоляется путём выпрашивания прощения. Мы просим прощения. До тех пор пока нас не простят, перестанут на нас обижаться, мы не можем успокоиться.

        Просить прощения для многих кажется неприличным и унижающим достоинство. Кроме того, обидевшийся на вас человек тоже должен обладать способностью прощать другого.

        Вина может быть утолена также вследствие повторения или восстановления того поведения, которого от него ожидает обидевшийся. С момента, когда наше поведение становиться согласованным с ожиданиями другого, чувство вины замирает, но оно не исчезает совсем. Остаётся суровое напоминание о том, что вина снова проснётся, если отклонение вашего поведения от ожиданий другого повторится.

        Нежелательные эмоции мы стараемся не выдавать наружу. Сила воли часто оценивается как искусство сдерживать эмоции. Однако сдерживание - неэффективное средство управления эмоциями, так как от сдерживания они, наоборот, усиливаются. Сдерживание ведёт к тому, что связанная с данной эмоцией энергия ищет другого выхода и всё равно найдёт повод для своего выражения.

        Ослабление сдерживаемой эмоции может достигаться посредством переключения на увлекательное дело. Переключения на повседневные удовольствия у многих выступают как средство контроля плохих эмоций. Добавим, что любое сосредоточенное занятие, притягивая внимание, даёт временное облегчение от тирании вины, поэтому увлечённые люди более здоровы.

        Гнев не единственная отдушина для вины. Средством ослабления эмоции может быть любая потребность или занятие: искусство, общение, алкоголь, наркотики, секс. Секс является мощным влечением, которое может разрешать многие психологические проблемы, хотя временно.

        Многие при волнении, чтобы успокоиться, применяют транквилизаторы, приобретая ложное и временное спокойствие. По мнению фармакологов, эти препараты не успокаивают, а просто тормозят процесс восприятия неприятного стимула, в следствии чего течение эмоции замедляется. Вред состоит в том, что вследствие этого эмоция не может выполнять своей функции, перестаёт работать на благо человека.

        Врачи склонны применять химию в качестве лекарств, так как это просто и удобно как для врача, так и для пациента, хотя выгодно врачу и вредно для пациента. Кроме того, химия даёт быстрый эффект. При этом происходит снижение стимулирования эмоции просто за счёт того, что человек "душевно слепнет". Кажется, что всё уладилось. Но это не так. Эмоция не разрешается, а просто тормозиться её проявление.

        Тревогу и напряжение, вызванные виной, бесполезно подавлять химией, как бы хорошо она ни была разрекламирована.

        Алкоголь и наркотики быстро и без каких-либо усилий воли избавляют человека от плохих эмоций повседневности, с которыми он обычно борется с помощью выделения морфиноподобных гормонов.

        У пьяниц упрощается эмоциональная жизнь. У них как будто ни одной эмоции не осталось, кроме гневливости и страха. На самом же деле они, возникая, быстро конвертируются в алкогольное влечение, не достигая уровня сознания. Усвоение саногенного [позитивного, оздоравливающего] мышления позволяет осознать те эмоции, которые стимулируют влечение к выпивке, и нейтрализовать их. В результате устраняется влечение к алкоголю как к защите против эмоционального стресса.



        Для ослабления чувства вины нужно уменьшить рассогласование моего собственного поведения с ожиданиями другого относительно этого поведения, понять мотивы собственного поведения и принять себя таким, каков я есть.

        Как это должно происходить?

        1) Нужно осознать ожидания другого.

        2) Научиться меняться ролями с другим.

        3) Отказаться сравнивать ожидания другого с собственным поведением.

        4) Научиться изменять ожидания другого.

        5) Научиться просить прощения.

        6) Научиться отстраняться от вины путём интроспекции.

        7) Научиться имитировать вину.

        Происходит, по меньшей мере, два направления сравнения. Во-первых, сравнение моего поведения с ожиданиями другого и, во-вторых, с поведением других людей, оказавшихся в подобной ситуации. Эти сравнения могут ослаблять или усиливать чувство вины в зависимости от их результатов: или я такой же, как все, или я хуже других. Во втором случае вина больше.

        Коренное уничтожение чувства вины произойдёт вследствие полного отказа от сравнения, от оценки.

        Надо принимать во внимание, что чувство вины создаётся не столько из действительных ожиданий другого, сколько на основе моих представлений о них.

        Моё право состоит в том, чтобы уменьшить свою вину, а для этого надо уметь дать понять другому, что его обиды зависят от нереалистичности его ожиданий, что эти ожидания чрезмерны и мало кто в состоянии им следовать.

        Обида другого предполагает безусловное покаяние обидчика, иначе теряется смысл любви. Надо просто попросить прощения независимо от того, прав я или нет, обоснованны ли ожидания или нет. Это радикальное средство снятия вины у себя, а у других – обиды.

        Стремясь разделить другого на положительные и отрицательные части, принимая в другом только хорошее и отбрасывая плохое, я поступаю так же и с самим собой и немедленно за эту нетерпимость получаю возмездие в виде разрывающего душу чувства вины. Отсюда вывод: если я хочу освободиться от обид на других и чувства вины перед ними, мне нужно душевно смягчиться.



        Если меня обижают, а я не обижаюсь, то обидчик чувствует себя обескураженным, неудовлетворённым. Когда я обидел другого и не чувствую вины, другой будет прав, считая меня бесчувственным и даже морально дефективным человеком. Это может вести к нарушению отношений, поэтому следует быть естественным: если вы обижены, обижайтесь, если виноваты – винитесь. Не следует скрывать свои переживания. Этим вы даёте простор вашим эмоциям выполнять свою социальную функцию: приспособления вас к другим.

        Если вы размыслили вину, разложив её на элементы (ожидания другого, принятие себя, отстранение), и ослабили её, то, продолжая проигрывать виноватость для другого, для обиженного, вы угашаете в себе чувство вины и одновременно удовлетворяете обиженного. В этих имитациях происходит освобождение того психического заряда, который у вас связан с виной, а у вашей жертвы с обидой. Этим вы снижаете обидчивость близких на будущее и вырабатываете в себе терпимость к внутреннему рассогласованию с ожиданиями близких.





  Цитаты  Афоризмы  Стихи  Стихи др.